Ваш регион: Санкт-Петербург Москва Набережные Челны Екатеринбург Тюмень Ростов-на-Дону Киров Ижевск Новосибирск

Ваш регион Санкт-Петербург?

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Набережные Челны
  • Екатеринбург
  • Тюмень
  • Ростов-на-Дону
  • Киров
  • Ижевск
  • Новосибирск
23.01.2019

Многие работодатели столкнулись с требованием соблюдения Закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», но не многие знают о том, как осуществить требование Законодательства.

Многие работодатели столкнулись с требованием соблюдения Закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», но не многие знают о том, как осуществить требование Законодательства.

Сегодня мы расскажем о требованиях в области квотирования и трудоустройства инвалидов, а так же о нашем опыте прохождения плановых проверок.

В соответствии с Законодательством работодателям, численность которых составляет более 100 человек, необходимо исполнять требование о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Квота — это минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, представляется работодателями в агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга по месту регистрации работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по утвержденной форме.

В феврале 2018 года законом Санкт-Петербурга от 07.02.2018 № 55-12 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге» были внесены существенные изменения по исполнению обязанности квотирования рабочих мест работодателями Санкт-Петербурга. Теперь выполнением квоты считается не только исполнение обязанности о создании выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, но и обязательное трудоустройство в организацию инвалидов на все созданные рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров.

Аналогичные законы были введены во всех регионах Российской Федерации, с различными нормами, но принцип один и тот же.

Далеко не все организации могут принять на работу инвалидов, т.к. вид деятельности не предполагает работу этой категории граждан (например: строительные, производственные компании) и не каждая организация может найти инвалидов для трудоустройства. Поэтому законодательно выполнение работодателем квоты может осуществляться следующими способами:

  1. Заключение договоров с частными агентствами занятости, которые вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников, в том числе инвалидов или привлекать компании по аутсорсингу персонала.
  2. Заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации. Данное соглашение может идти дополнением к услуге аутсорсингу персонала или производственной функции.
  3. Создание рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Однако, разработаны поправки в статью 5.42. КоАП, предложенные Минтрудом, которые вступят в силу в 2019 году, фиксирующие новые штрафы за неисполнение обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Предлагаются административные штрафы на должностных лиц в размере от 10 000 рублей до 50 000 рублей, а для юридических лиц от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Также разработан проект Федерального закона, в котором устанавливается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.

Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ, но не менее 7 800 рублей в месяц за каждого не трудоустроенного инвалида, а индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Комитет по труду и занятости населения проводит плановые и внеплановые проверки работодателя об исполнении Законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и для осуществления контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. В случае выявления фактов незаполненности квоты, проводятся проверки Прокуратурой Российской Федерации.

Основываясь на нашем опыте аутсорисинга и аутстаффинга персонала прохождения плановых проверок, Комитет по труду и занятости населения проводит следующие мероприятия по контролю соблюдения Законодательства:

— своевременность предоставления организацией ежемесячной отчетности в агентство занятости населения по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов;

— достоверность данных о среднесписочной численности юридического лица (по данным статистической отчетности);

— исполнение требований законодательства о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

— определение достоверности численного значения квоты, указанного в предоставленной отчетности (2,5 % от среднесписочной численности по Санкт-Петербургу с учетом сотрудников, не включаемых в численность по результатам специальной оценки условий труда). Специальная оценка условий труда также может войти в список запрашиваемых Комитетом документов;

— правильность и полнота предоставленных отчетов по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов;

— достоверность предоставленных в органы службы занятости сведений о заполненных инвалидами рабочих местах (трудовые книжки, трудовые договоры, справки об инвалидности, приказы о приеме на работу, личные карточки ф. Т-2);

Несомненно, что описанные выше тенденции (обязанность не только квотировать, но и заключать трудовые договоры в штате, а так же создание компенсационного фонда) усложняют естественную среду жизнедеятельности компаний. Для того, чтобы избежать негативных последствий от ужесточения Законодательства, можете следовать рекомендациям изложенным выше, либо уменьшать численность штатного персонала, используя услуги аутсорсинга или аутстаффинга персонала.

Автор статьи: Руководитель отдела кадров Пахмурова Ольга Мечиславовна.

Предыдущая новость

24.12.2018

=)

Посмотреть

Следующая новость

01.03.2019

Проверочные листы в плановых проверках трудовой инспекции. Автор статьи: Руководитель отдела кадров Пахмурова Ольга Мечиславовна.

Посмотреть